Занятия с дефектологом


 

учитель -дефектолог: Бубнова Е.В.

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ через различные виды игр

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания.

В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности - игра.. Поэтому упор на игру - это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.

Этапы работы по развитию пространственных представлений

1. Формирование представлений о собственном лице, теле. Освоение воспитанником «схемы собственного тела» помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот, то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право. В своей практике я применяю такие игровые упражнения как: «Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего». Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка? (мальчик). Что находится в левом верхнем углу? (ветки). Что находится слева от мальчика? (теленок). Сюжетно- ролевые игры и дидактические игры: "Теремок”, "Колобок”, "Репка”, "Городок”, "Ферма” и др.

3. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции воспитателя. Затем он учится самостоятельно комментировать свои действия. - «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов. - «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»; Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, пазлы, мозаика, разрезные картинки конструкторы, кубики, и т.д. Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец.

 

 

Кузнецова Екатерина Васильевна — учитель-дефектолог
«Понятия «спереди» -«сзади» («перед», «за», «между»)».
Занятие с ребенком в форме игры для формирования у него пространственного восприятия. Это видео может быть использовано родителями для познавательного развития детей в домашних условиях.

 

Кузнецова Екатерина Васильевна — учитель-дефектолог
Познавательно-речевое занятие на тему: «Домашние животные».
Задачи:
• формировать у детей элементарные представления о домашних питомцах;
• развивать воображение, любознательность, память и мышление;
• повышать речевую активность детей;
• развивать зрительное восприятие.


 

Кузнецова Екатерина Васильевна — учитель-дефектолог
Формирование пространственных навыков с помощью театрализации
Сказка - нетрадиционный метод при формировании пространственных представлений у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопед Кузнецова Екатерина Васильевна обучает ребят ориентироваться в пространстве через элементы театрализации..


 

 

Митина Мария Евгеньевна - логопед
Индивидуальное занятия по коррекции звукопроизношения.
«Автоматизация звука [Л] в прямых открытых слогах».
Задачи:
• Продолжить работу по укреплению мышц артикуляционного аппарата.
• Автоматизировать звук [Л] в прямых открытых слогах.
• Упражнять в анализе и синтезе прямых открытых слогов.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Мелкую моторику,память, внимание, мышление, интонационную выразительность.



Митина Мария Евгеньевна - логопед
Технология по формированию речи у детей с системными нарушениями в развитии.
Методики развития речи, как правило, ориентированы на одну или несколько категорий детей – с интеллектуальной нормой, моторной алалией, с ЗПР, умственной отсталостью.
На практике дефектологам и логопедам часто приходится сталкиваться с детьми, имеющими комплексные нарушения, представленные сочетанными дефектами (ЗПР, умственная отсталость, аутизм, осложненные ДЦП, генетические нарушения). В этой связи возникает задача формирования единой методики развития речи, применяемой ко всем перечисленным категориям детей.
На базе основных методик мною была сформирована система развития речи для детей с тяжелыми, сочетанными расстройствами речи не только с интеллектуальной нормой, но и с системными нарушениями (моторная алалия, сенсорные алали, ДЦП, аутизм, генетические нарушения, синдромы Дауна, Уильямса, Прадера – Вилли).
Данная система базируется на методике Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичивой Г.В.Чиркиной, Т.В.Туманова, Т.Н. Новиковой - Иванцовой, Т. Грузиновой, используются элементы. М.И Лынской. Данная методика помогает в «Преодоление общего недоразвития речи», которая была модифицирована мной для работы с детьми с сочетанными дефектами развития. Результатом применения такой системы являлись успешная коррекция системного недоразвития речи у интеллектуально сохранных детей. Дети с системными нарушениями начинают говорить и интегрируются в обычные детские сады.

Диагностика
Детальная диагностика ребенка, его умственного развития, психосоматического состояния и исходных речевых возможностей включает несколько критериев обследования уровня:
- понимание речи;
- активного словаря;
- речевого подражания;
- потенциальных возможностей к объединению двух слов в одном высказывании
 ( предложении);
- звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.
Кроме того подлежат наблюдению:
- действия с игрушками (уровень игры, переключаемость, замена игрушек неигровыми предметами);
- умение зрительного соотнесение предметов, одинаковых по форме, цвету, величине;
- умение составлять из частей целое ( разрезные картинки);
- умение устанавливать равенство предметов.
Материалом для обследования служат: игрушки, фигуры, фигуры разной конфигурации, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действия с ними. Изображения игрушек.
Обычно дети с недоразвитием с трудом вступают в контакт. Поэтому прежде всего логопеду создать эмоционально –положительные взаимоотношения с ребенком, рассматривая с ним логопедический кабинет, игрушки, предметы, картинки, привлекшие внимания. Анализ и оценка детской речи первого уровня отражены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Уровень понимания речи
задания Выполнение (0-3)
Назвать игрушки (покажи, где зайка, мишка, мяч и т.д.)  
Назвать предметы, используемые в быту (покажи ложку, шапку)  
Узнать знакомые предметы по картинкам  
Назвать действия (покажи, где девочка кушает, бегает, спит и т.п)  
Покажи, кто спит, кто умывается, кто причесывается  
Выполнить элементарную просьбу (подойди ко мне, подними руку)  
Узнать предметы по их назначению (из предложенных 3-5 картинок)  
Сказать что нужно для еды (ложка), прогулки (одежда, обувь)  
Показать части тела куклы, свои  
Таблица 2
Состояние произносительной стороны речи
Звуки произносимые правильно  
Замена звуков  
Отсутствующие звуки  
Правильно произносимые слова  
Слова-звукоподражатели  
Слова-фрагменты  
словарь
Количество слов в активном словаре (если поддается определению) Выявить возможность речевого подражания Назвать новые слова из одного слога Назвать новые слова из двух и более слогов

Примерное планирование развития речи детей с системными нарушениями «Безречевые дети» (*Г- гласный звук, С – согласный звук)
Вызов гласных звуков: Г,С,ГС,СГ,СГС,ГСГ
Вызов лепетных слов, звукоподражаний
Работа над глаголами дай, на
Работа над фразой ( глагол+звукоподражание: «Дай ав-ав». «НА би-би»
Работа над произнесением слов из двух-одного слогов (начинается с отработки имен, где последующее слово отличается от предыдущего одним-двумя звуками: Аня-Ваня-Таня-Соня-Саня-Даня-Дина-Дима-Тима-Аня-Аля-Оля-Коля-Толя
Работа над словами-указателями «Это», «Тут», «Вот», «Там»
Работа над фразой: «Тут Аня», «Это Оля»
Работа над глаголами в повелительном наклонении (одно, -двухсложные): пой, пей, спи, дуй, дай, сядь, иди, неси, купи, пиши
Работа над фразой (существительное+глагол): «Оля, иди», «Коля, спи», «Аня, ешь»
Разыгрывание сценок с куклами. Перед ребенком стоят три куклы, повернутые спиной. «Аня, иди»(кукла поворачивается и идет к ребенку). «Топ-топ»(озвучивает ребенок). «Аня, сядь»(кукла садится). Ребенок показывает на стакан с водой: «Тут вода», «Пей, Аня».
Инсценировка адаптированных сказок «Теремок». «Репка»
Чтение адаптивных стихов
Дальнейшая работа по расширению словаря, работа над словами из двух-трех слогов, работа над фразой из двух слов
Параллельно с расширением активного словаря ведется работа над пониманием речи, по развитию речевого слуха ( от различия неречевых звуков – музыкальные инструменты, шумовые коробочки по дифференциации слогов, сходных по звучанию: та-да, ка-та)
Примечание: на первом году коррекции, ведется работа над постановка звуков [ О,И,У, П,Б,В,Ф,К,Г,Т,Д] и их мягкие пары. На втором году коррекции: [Ы,С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р ] и их мягкие пары

Коррекционная работа
Работа над словами – звукоподражаниями
В результате коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста сформировался определенный взгляд на использование предметных и сюжетных картинок.
При первом использовании картинок логопед сначала показывает изображение предмета, животного или человека, обводя пальцем наиболее значимые детали, а затем тоже самое с помощью пальчика ребенка. Помощь при рассматривании картинки может быть различной и зависит от уровня развития и особенностей внимания малыша, а также задач решаемых педагогом или родителем.
Изображаемый объект сначала нужно называть словом, а затем произносить звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например рассматривая с ребенком картинку «машина», следует говорить: « Это машина. Машина едет, дудит ( би-би). Полезно предложить ребенку несколько вариантов названия предмета, а также приводить словосочетания с этим словом. Пример: кот- котик; киса-кошка.
При названии действия изображенного на картинке, следует обязательно указывать,  какой предмет производит действия: шарик лопнул – «бах!», а не просто «бах!».
Логопед озвучивает картинки, «оживляет» их и обращает внимание на изображение звука или речи. Малыш произносит звуки, звукоподражание, слова сначала вместе со взрослым, а потом начинает делать это самостоятельно. Обыгрывая ситуацию, изображенные на картинках, логопед помогает ребенку усвоить некоторые знания об окружающем мире, содействует развитию у него произносительных и речевых навыков.
Таблица 3

Картинки Речевой материал произносимый логопедом Речь ребенка
Самолет
Кукла
Вода
Ветер
Поезд
Ребенок стучит в барабан
Ребенок играет в мяч
Самолет летит, самолет гудит
Кате спать пора
Водичка льется
Дует ветерок
Поезд едет
Мальчик стучит в барабан
Мальчик скачет
У-у-у
А-а-а
С-с-с
Ф-ф-ф
Ту-ту-ту
Та-та-та
Оп-оп-оп


Работа над словом
Данный этап начинается, как правило, с работы над именами собственными. Пример: ребенок произносит: а, ня, получается слово Аня. Далее выстраивается цепочка слов, где каждое последующее слово отличается от предыдущего на один звук: Аня-Таня-Ваня-Даня-Маня-Маша-Даша. Подобным образом строится работа над дальнейшим расширением активного словаря.
Важным этапом в развитии речи – раннее введение в речь ребенка глаголов, возможно даже в лепетном варианте. Главное, что, соединяя глагол с существительным (даже если оба эти слова лепетные),  мы получаем ФРАЗУ.
На первом этапе составления фразы используются следующие игры.
1.    На столе стоят игрушки, названия (имена) которых ребенок может произнести
(куклы Аня. Таня, собака Ава, киса Мяу).
Куклы повернуты спиной к ребенку.
Ребенок (зовет).
- Аня! (Кукла поворачивается.)
- Иди ко мне! ( Кукла идет, а ребенок озвучивает: топ-топ.)
- Аня, на мяч. ( отдает мяч кукле.)
- Татя, тут вода. На, Таня, пей.
2.  «Кукла на прогулке»
Ребенок. Аня, иди гулять. Надень кофту, юбку, шапку.
Аня, идет гулять: топ-топ (кукла падает).
- Бах, Аня упала. Ане больно (бо-бо). Рука болит, нога болит.
Аня, иди спать (бай-бай).
Следует отметить, что одной из главных проблем в появлении фразовой речи у детей с ЗТРР, является их слабая слуховая память. Зачастую даже самые легкие фразы, такие как «Аня, иди», «Оля, спи», могут вызвать большие трудности в запоминании, а следовательно, и в воспроизведении. Поэтому необходимо, как можно скорее вводить в речь ребенка короткие стихи.
С этой целью был придуман и адаптирован материал стихов и сказок, в котором практически все слова могут быть произнесены детьми с ОНР I, ОНР II. Курсивом выделены слова, которые могут вызвать трудности в произношении, их рекомендуется проговаривать отраженно вместе с логопедом. В скобках указываются варианты произношения слов.
Пальчиковая игра « Пальчик»
1. Пальцы сжать в кулак, затем по очереди разжимать.
Это Папа. Это Мама. Это баба. Это Я
2.  Я пеку-пеку-пеку, Ане дам я пирогу.Бабе дам, деду дам.
- Таня, Таня, где ты? Я тебя ищу. - Таня, Таня, где ты? Я тебе спою АУ!
Подвижные игры
1.Гуси, гуси – га-га-га. Пить хотите? ДА-да-да. Ну, летите. Гуси полетели – га-га-га. Будем (надо) пить клю-клю-клю. Будем (надо) спать (спят). Встали  и идем опять гулять (летают и гагочут). Волк идет, Ой! Ой! Ой! Беги домой.
2.Это мак, это кот, это мяч, это сок, это ты, это я, это мама моя.
3. Бычок му-му-му. Надо кашу дать быку. Му-ма-мо, ма-му-мы надо дать быку воды.
4.Тик-так, тик-так (поставить руки на пояс, наклоняться в стороны). Аня (другое имя), делай так. Руки вверх, руки вниз. Аня, Аня, повернись. Ноги топ, топ, топ. Руки хлоп, хлоп.
Адаптивные сказки
Теремок
Вот дом (теремок). Идет Пи-пи-пи (мышка): тук, тук. Кто тут?
Я буду тут жиь. Идет ква-ква ( лягушка). Кто тут?
- Я ква, ква (лягушка). Ты кто?
- Я зая. Иди к нам. Аналогично идет построение фраз при встрече героев с волком, лисой.
 Репка
Это дед. Это репа. Репа большая. Дед тянет-тянет репу.- Эй, баба, иди помоги репу тянуть.
Баба идет. Топ-топ-топ. Дед тянет, баба тянет репу. – Катя, иди, помоги репу тянуть.
Катя идет топ-топ-топ. Дед тянет, баба тянет, Катя тянет.
Аналогично строится речевая работа с остальными персонажами сказки: собакой (пес), кошкой (киса), мышкой (пи-пи).После того как герои вытянули репку, ребята объясняют, зачем герои тянули репку.
Дед будет кушать репу, Баба будет кушать репу, киса будет кушать репу и тд.
Кратко о результатах:
Катя М., 5 лет, синдром Дауна. Посещает коррекционные занятия с 2021 года. Состояние речи при поступлении: три-четыре лепетных слова. К 2022 году самостоятельная фразовая речь, в 2023 рассказывает стихи из 8 – 12 строк. Самостоятельно составляет рассказы по картинкам, пересказывает. Занимается по программе для детей с ОНР III уровня. С сентября 2023года посещает массовый детский сад, свою возрастную группу.
Маша С., 5 лет. синдром Уильямса, открытая ринолалия (оперирована в 4 года). Посещает коррекционные занятия с 2022года. Состояние речи при поступлении: три лепетных слова, к 2023г самостоятельная фразовая речь из трех-пяти слов, читает стихи, поет песни.
Маша Е., 4 года, генетические нарушения. С сентября 2022 года посещает занятия. Состояния речи на начала занятий: звук [а], к марту 2023г. словарь около 40 слов,  фразовая речь речь из двух слов. Пробует учить стихи.
Саша У. 3года. ЗПРР. Речи нет, мычит, иногда указательный жест. Посещает занятия с сентября 2021года. К марту 2022 года, отдельные слова. 2023 год. апрель – выпущен с чистой речью.